Посетите отчетное мероприятие Фармапак 2020
вернуться назад

Интернет-торговля: аптеки vs маркетплейсы

Маркетплейсы могут начать конкурировать с аптеками в доставке лекарств, заказанных в интернете: кто «выиграет» этот сегмент онлайн-торговли, решит закон, регулирующий продажу лекарственных средств

Почти два года российская медицинская общественность и участники фармацевтического рынка следят за баталиями, которые развернулись в правительстве и профильных комитетах Госдумы по проекту федерального закона №285949-7 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом». От того, какими будут условия доставки, зависит, смогут ли крупнейшие маркетплейсы — Яндекс, OZON, Wildberries и другие — забрать до 10% объема продаж фармацевтической продукции из традиционной цепи продаж «производитель – дистрибутор – аптека».

Дистанционная торговля лекарствами в России до сих пор запрещена: действует норма закона №61 об обращении лекарственных средств, где прописана блокировка сайтов, содержащих информацию о доставке. Возможность оформления онлайн-заказа лекарств есть, но выдача заказа возможна только путем самовывоза из аптеки, поскольку ответственность за продаваемый конечному потребителю препарат по закону несет фармацевт.

Но даже в условиях, когда возможен только самовывоз, объем заказов через всемирную паутину растет. Сейчас в России более 90 миллионов человек активно используют интернет. Торговля электроникой, бытовой техникой, одеждой, продуктами питания уже стала привычной для покупателей, которые оценили возможность получить заказанный товар почти в любой точке страны.

По словам генерального директора аналитической компании «AlphaRM» Анны Ермолаевой, примерно 4-5% от общего объема рынка сейчас проходит через онлайн-заказы. По итогам 2018 г. количество бронируемых лекарственных препаратов выросло на 72%, а в первом полугодии 2019 г. — еще на 50%.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2015 г. лишь 4% покупателей заказывали лекарственные препараты в интернете, зато в 2018 г. — уже 10 %. Средний чек покупки — около 1000 руб., частота покупки — четыре раза в год.

Камнем преткновения для законодателей стало утверждение условий доставки. Беспокойство вызывает ответственность курьерской службы за содержимое препаратов. Сейчас рассматривается вариант, когда доставку товаров должны осуществлять курьеры с фармацевтическим образованием. Представители фармрынка согласны с тем, что важно обеспечить безопасность пациентов, но категорически против «фармацевтов-скороходов». Медицинскую общественность волнует фальсификат: кто именно в этом случае будет отвечать за жизнь и здоровье покупателей?

В Японии, которая давно впереди планеты всей с точки зрения информационных технологий, уже бьют тревогу, — говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Интернет-торговля любыми лекарственными препаратами без каких-либо ограничений привела к наводнению рынка фальсификатом. Показателен пример Компании Pfizer, служба безопасности которой провела более 300 контрольных закупок своих препаратов в интернете и обнаружила, что 96% — подделки.

Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев также сомневается в возможности стопроцентной легализации дистанционной торговли лекарствами:

«Понятно, что рост продаж через новый канал сбыта выгоден производителям, но мы против потока недоброкачественных продуктов. Порядка полутора лет назад я участвовал в проведении контрольной закупки через интернет, в результате семь из десяти препаратов оказались фальшивкой. Отказываться от интернет-торговли нельзя, но сегодня мы не готовы запустить её в полном объеме».

Сегодня аптеки сами дают поводы для негативных разговоров, и три аргумента «против» обычных, нелицензированных пунктов выдачи заказов уже не выглядят так убедительно, — считает исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина. По ее словам, в обсуждаемом законе речь идет о фармацевтических курьерах. И вот чем эксперты аргументируют эту норму:

  1. Хранение при доставке. Но продуктовый ритейл уже решил эту проблему, доставляя даже замороженные продукты.
  2. Контроль рецепта. Но вопрос в том, что и оффлайновые аптеки сегодня не выполняют эту норму. Недавнее специальное расследование «Фармвестника» показало, что десять из десяти заказов рецептурных препаратов привезли без проверки наличия рецепта лицензированные аптеки.
  3. Консультирование. Есть ли оно в оффлайн-аптеках? Недавно в ответ на просьбу о консультации я услышала ответ фармацевта: «Не задерживайте очередь!» — свидетельствует Елена Неволина.

«В результате, сегодня надо обсуждать не вопрос, нужно ли специальное образование курьеру, а правила доставки, — отметила эксперт, выступая на профильной конференции. — Я специально посмотрела, как обстоит дело у Яндекс.Еды. И увидела, что за качество продукции там ответственности никто не несет. Яндекс нанимает субподрядчика, который в свою очередь фрахтует самозанятых курьеров. В их договоре нет речи о медицинской книжке, а штрафуют их за доставку в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. Поэтому я полностью убеждена, что курьер должен быть либо в штате аптеки, либо из специальной аутсорсинговой компании, которая специалистов по доставке фармацевтической продукции обучает и контролирует. Доставка лекарств нужна. И мы думаем не только о бабушках, но и о молодых людях, которым надо доставить лекарство, например, в офис. Но допускать товарных агрегаторов, которые являются исключительно информационными ресурсами, к ответственности за здоровье пациентов нельзя».

Генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов напоминает, что понятия «лекарственная помощь» и «здоровье» подразумевают ответственность:

«В Европе фармацевтическое образование считается очень дорогим, а фармацевт, отпустивший лекарства неверно, рискует потерять диплом. В нашей системе эта ответственность размывается. А теперь идет речь о доставке препаратов обычными курьерами. Это означает, что пакет с лекарствами поедет к покупателю с продуктами и прочими товарами. Сколько там будет передач «из рук в руки» — никто не знает. Поэтому важно понять, что мы ставим во главу угла: удобство покупки или здоровье человека? Необходимо сохранить высокий уровень надежности качества лекарства».

Сторонники либерализации закона о дистанционной торговле лекарственных препаратов аргументируют свою позицию ростом нелегального рынка доставки лекарств из-за отсутствия четких законодательных норм. Его объем, по оценкам экспертов, составляет от 37 до 73 млрд руб. Несмотря на запреты, люди ищут возможность делать покупки самым удобным для себя способом, а спрос рождает предложение.

По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, поддельные лекарства попадают в Россию либо через контрабанду, либо абсолютно легальным путем — это пересылка «чудо-лекарственных» препаратов через зарубежные интернет-площадки, такие как iHerb. Объем таких поставок оценивается разными экспертами от 1-2 млрд. до 150 млрд. руб. Все эти посылки считаются товарами для личного пользования и по нашему законодательству не проходят проверку на безопасность. Расширение ассортимента наших интернет-магазинов и легализация продаж как безрецептурных, так и рецептурных препаратов дистанционным способом решит эту проблему.

Производители и дистрибуторы видят в полной легализации онлайн-торговли интересный канал продаж, отмечая, что подрастает поколение, которое вообще ничего не покупает офлайн, и если у них не будет возможности купить лекарства, пышным цветом расцветет нелегальная доставка.

В сложившейся ситуации руководителей аптечных сетей волнует не только безопасность пациентов. В кулуарах и на профильных конференциях звучит вопрос: «Есть ли у производителей намерение исключить аптеки из товаропроводящей цепи?»

Даже если у крупных маркетплейсов не будет законодательной возможности использовать свои пункты выдачи заказов, производители и дистрибуторы всё равно могут использовать интернет для прямого взаимодействия с конечным потребителем. Например, дистрибуторская компания «Катрен» активно развивает собственную аптечную розницу. Благодаря собственной интернет-платформе Apteka.ru и ценовой политике, проект впечатляет результатами. По данным Аналитического агентства Data Insight, Apteka.ru заняла пятое место в Top-100 крупнейших российских магазинов по объему онлайн-продаж по итогам 2018 г. Apteka.ru также победила в номинации «Лидер роста: чистый онлайн» за рост быстрее рынка при высокой «базе».* Заместитель исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова отмечает, что успех «Катрен» в 2018 г. связан с интенсивным развитием собственной розничной сети «Мелодия здоровья».

В условиях, когда разрешен интернет-заказ с возможностью самовывоза из аптек, многие участники фармацевтического рынка — дистрибуторы и аптечные сети — включились в процесс освоения перспективного канала продаж. В ноябре 2019 г. проект закона ожидает второе чтение. Может ли случиться, что наши законодатели снимут регуляторный прессинг с фармотрасли и разрешат доставлять лекарства самыми обычными курьерами — вместе с книгами, сковородками и смартфонами, или же наоборот, они всё оставят без изменений? Узнаем ближе к началу 2020 года.
____

*Источник: https://apteka.ru/info/articles/novosti-kompanii/apteka-ru-voshla-v-pervuyu-pyaterku-onlayn-magazinov-po-kolichestvu-zakazov/

Похожие статьи